Правильность работы
В начале курса ботаники практические работы проводятся фронтально и по команде.
В конце курса ботаники и в последующих курсах биологии учащиеся работают все с большей степенью самостоятельности.
Правильно проведенные практические работы заставляют учащихся проделать ряд логических операций: выявление сходства и различия, классификация, вывод, обобщение, умозаключение.
Например,в IX классе учащимся последовательно предложено две работы: 1) ознакомиться с явлением изменчивости на различных объектах и 2) выявить причины изменчивости.
Различить распознать растения, животных или их части задача работ анатомо-морфологического характера.
Умение различать при сравнениях развивается в умение определять.
Определение относит,ся к практическим работам как морфологического, так и систематического содержания.
Его проводят на разнообразном раздаточном материале, который измеряют, взвешивают, расчленяют, фиксируют с помощью простейших орудий исследования: луп, скальпелей, препаровальных игл, ножниц, измерительных инструментов и т. д.
При изучении рыб нужно иметь на двух учащихся банку с живой рыбой в воде для наблюдения и более крупную рыбу для вскрытия или вскрытую заранее.
На уроках по другим темам раздаются живые и вскрытые дождевые черви, перловицы, майские жуки, лягушки.
При инструктаже вскрытия полезны разборные таблицы.
Учитель на первых уроках показывает по таблице органы животного, предлагает учащимся найти их, а затем на последующих самостоятельно разбираться в строении, пользуясь рисунком в учебнике и таблицей.
Учитель проверяет правильность работы, обходя учащихся.
Изучение внутреннего строения животных классов позвоночных проводится на нескольких вскрытых объектах группами в 4-8 учащихся.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]