Правильность работы

В начале курса ботаники практические работы проводятся фронтально и по команде.

В конце курса ботаники и в последующих курсах биологии учащиеся работают все с большей степенью самостоятельности.

Правильно проведенные практические работы заставляют учащихся проделать ряд логических операций: выявление сходства и различия, классификация, вывод, обобщение, умозаключение.

Например,в IX классе учащимся последовательно предложено две работы: 1) ознакомиться с явлением изменчивости на различных объектах и 2) выявить причины изменчивости.

Различить распознать растения, животных или их части задача работ анатомо-морфологического характера.

Умение различать при сравнениях развивается в умение определять.

Определение относит,ся к практическим работам как морфологического, так и систематического содержания.

Его проводят на разнообразном раздаточном материале, который измеряют, взвешивают, расчленяют, фиксируют с помощью простейших орудий исследования: луп, скальпелей, препаровальных игл, ножниц, измерительных инструментов и т. д.

При изучении рыб нужно иметь на двух учащихся банку с живой рыбой в воде для наблюдения и более крупную рыбу для вскрытия или вскрытую заранее.

На уроках по другим темам раздаются живые и вскрытые дождевые черви, перловицы, майские жуки, лягушки.

При инструктаже вскрытия полезны разборные таблицы.

Учитель на первых уроках показывает по таблице органы животного, предлагает учащимся найти их, а затем на последующих самостоятельно разбираться в строении, пользуясь рисунком в учебнике и таблицей.

Учитель проверяет правильность работы, обходя учащихся.

Изучение внутреннего строения животных классов позвоночных проводится на нескольких вскрытых объектах группами в 4-8 учащихся.

< назад | далее >