Описание разреза
В первом случае учащиеся наблюдают демонстрируемые учителем таблицы, опыты и т. п.
Во втором случае учащиеся, наблюдая, проводят работу, измеряют, вычисляют, записывают, зарисовывают, засушивают растения или их части и т. п.
В результате этого наблюдения учащийся представляет материал, доказывающий явление, которое он наблюдал. Такое наблюдение, как и определение и эксперимент, может быть проведено на уроке, дома, на экскурсии и на школьном участке.
При этом они могут выполняться учащимися непосредственно под руководством учителя и заочно самостоятельно по заданию, устному или письменному.
Эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, причем из сложного комплекса многообразных естественных влияний на организм отбирается и выясняется воздействие лишь отдельных изолированных факторов.
И. П. Павлов писал: Наблюдение собирает то, что предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет.
Научное биологическое исследование требует многих технических приемов проведения и фиксации.
При всем различии задач научного исследования в области биологической науки (открытие новых фактов и закономерностей живой природы) и обучения биологии в средней школе (овладение элементарными знаниями основ биологии) нетрудно видеть, что методы преподавания биологии в школе знакомят учащихся с некоторыми начатками методики научного исследования. Кратковременные наблюдения учащиеся проводят по заданиям учителя на экскурсиях (например, описание разреза почвы, сезонных изменений в природе, сбор растений, произрастающих в определенных условиях).
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]