Биологический эксперимент

Шире практикуются длительные фенологические наблюдения в природе и наблюдения на школьном участке.

В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека применяют самонаблюдения, которые, не являясь длительным по времени, включаются в уроки разных тем.

Самонаблюдения помогают учащимся лучше понять строение тела и процессы, протекающие в организме.

Так, при изучении темы Органы движения учащиеся прощупывают у себя ключицу, плечо, предплечье, кисть, фаланги пальцев и т. д.; проводятся наблюдения над работой мышц.

Самонаблюдения осуществляются и по ряду других систем: дыхательной, нервной, органов кровообращения, при изучении кожи и органов чувств.

Большое значение для более глубокого усвоения основных вопросов биологических курсов имеет постановка длительных наблюдений в уголке живой природы (например, установление факта развития проростка из семени, побега из почки, образования плода из цветка и многие другие), выполняемые как внеурочные работы.

В курсе зоологии длительные наблюдения проводят за развитием животных, например: почкующейся гидры, гусениц капустницы и боярышницы, комара, лягушки, заселением домиков птицами около школы.

Аналогичные наблюдения с точной фиксацией наблюдаемых изменений учащиеся могут выполнять как домашние задания. Наиболее простые опыты, такие, как условия прорастания семян, испарение воды листьями, учащиеся выполняют дома.

Как пример кратковременных опытов, проводимых в курсе физиологии человека, можно назвать работы по выяснению переваривающего действия слюны и желудочного сока.

Биологический эксперимент требует большей частью длительного времени, поэтому его на уроках целиком не проводят, а демонстрируют только постановку опыта и его результаты.

< назад | далее >