Постановка эксперимента
По общей биологии ставят длительные опыты по выяснению влияний различных экологических факторов на организмы, по скрещиванию животных (лабораторные мыши, крысы, голуби).
Экспериментальное работы учащиеся обычно проводят в порядке внеурочных занятий (индивидуальных или групповых) в уголке живой природы или на учебно-опытном участке школы.
Наиболее многообразны эксперименты на учебно-опытном участке.
Они особенна длительны и занимают весь вегетационный период, т. е. целое лето.
Перед учащимися ставят вопросы или задачи, которые решает путем сравнения результатов опыта и контроля (опытные и контрольные растения или животные ставятся в одинаковые условия, кроме одного испытываемого).
Во время опыта проводят точные наблюдения с измерениями.
Особенное значение имеет правильная фиксация наблюдений и результатов опыта в специальных табличках, позволяющих сравнивать показатели развития и урожайности опытных и контрольных растений и подводящих к выводам.
Постановка опытов должна приучать учащихся к дисциплине мысли, к культуре, точности, достоверности и честности в исследованиях.
Учащиеся приучаются к постановке эксперимента, начиная с простейших опытов дома и в уголке живой природы, тем самым подготавливаясь к более сложным и длительным опытам и школьном учебном опытном участке.
Длительные опыты и наблюдения над животными связаны с изучением их поведения.
Очень разнообразны опыты по выработке тех или иных условных рефлексов у позвоночных.
Работы эти тоже проводят во внеурочное время, но результаты их используют на уроке.
Каждый методов (работы по различению и определению, проведение наблюдений, регистрирующих явления, постановка эксперимента) проходит ряд этапов: Этапы практической работы.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]