Строение цветков

В этом видна система практических работ, приучающих к определению по определителю.

Учащиеся, конечно,, не смогут научиться самостоятельно определять растения в течение одного занятия.

Необходимо приучать их к определению растений в течение всего курса ботаники.

В первой теме они определяют органы диких и культурных растений, в последующих темах строение цветков, соцветий, плодов, семена и всходы, корневую систему, формы листьев, почек, стеблей, крон деревьев.

Пусть эти упражнения в определениях будут самыми простыми, в виде сравнения органов 2-4 растений, но уже они научат в известной мере различать признаки растений.

Умения различать и определять отдельные органы растений в V классе, естественно, подготавливают учащихся к определению растений в курсе VI класса.

Учащиеся V класса, впервые поставленные весной перед необходимостью заложить опыт на участке, обычно оказываются беспомощными.

Они не знают, как правильно поставить опыт, что отмечать при наблюдениях и как учитывать результаты.

Однако можно начиная с темы Семя в течение всего года приучать их к правильной постановке опытов, наблюдению за ними, учету и оформлению результатов их на уроке, в уголке живой природы и т. д.

Невозможно научить гербаризировать растения в течение двух уроков, отведенных для летних заданий в конце курса V класса.

Учащиеся должны начинать гербаризацию растений в первой теме V класса, используя в последующих темах гербарный материал и засушивая подопытные растения.

Приобретенные в V классе навыки используют и совершенствуют в VI классе.

В курсе зоологии по мере овладения приемами вскрытия животных, если учитель их проводит, учащиеся приобретают все больше и больше самостоятельности, сноровки в работе, что и видоизменяет методы проведения последующих вскрытий.

< назад | далее >