Сердце лягушки

Многие вопросы физиологии человека требуют лекционного изложения материала: возраст учащихся вполне допускает это.

Поэтому в VIII классе учитель применяет рассказ, лекцию чаще, чем беседу, столь обычную на уроках в V-VI классах.

Наглядные методы также приобретают отличия: в демонстрации искусственные объекты доминируют над натуральными.

Наблюдается отличие в использовании кинофильма: демонстрируются физиологические эксперименты, которые иным путем не могут быть показаны на уроках.

Большое значение приобретают самонаблюдения. Содержание курса анатомии, физиологии и гигиены человека обусловливает особенности его преподавания.

Он изучается преимущественно наглядными методами. Это объясняется многими причинами: трудностями добывания органов животных в количестве, достаточном для практических занятий, нехваткой наборов муляжей и моделей органов человека, спиртовых препаратов, В преподавании курса большое место занимает демонстрация опытов или результатов их, например: наблюдение коленного рефлекса у человека, декальцинированной и жженой кости, влияния адреналина, Желчи и никотина на сердце лягушки, превращения венозной крови в артериальную и др.

В ряде случаев для пояснения механизма физиологических процессов необходимы модели (например, поясняющие механизмы вдоха и выдоха, действие слюнных желез, рефлекторную дугу).

Нужны как обязательные эргограф, динамометр, мышечный столик, кардиограф, прибор для определения кровяного давления, прибор для опытов по тканевому дыханию, действующая модель легких, спирометр, пнеймограф, модели классических операций И. П. Павлова.

< назад | далее >