Синтез белка
Демонстрируемые на этих уроках разнообразные таблицы и схемы позволяют использовать их как источник знаний во время лекции, углубляя тем самым мыслительную работу учащихся.
В X классе на уроках по теме Биологический синтез белка также будет точнее назвать применяемые методы не словесными, а словесно-наглядными, так как таблицы, диапозитивы, схемы служат непосредственным источником информации, но доступной пониманию учащихся только при том условии, если учитель читает лекцию или ведет беседы на основе материалов, представленных пособиями, а не просто иллюстрирует ими свое слово.
Например, уроки о биологическом круговороте веществ в природе, о биосфере проводят с применением преимущественно словесных методов.
Урок Миграция атомов в биосфере начинают постановкой вопросов о роли микроорганизмов, о веществах, которые поглощаются животными и растениями и используются ими в процессе синтеза белка своего тела.
Такой беседои перед учащимися выдвигают основной вопрос урока: каким образом атомы биогенных элементов переходят из одних организмов в другие и осуществляется круговорот веществ в природе? Затем учитель, освещая вопрос о жизни в Мировом океане, показывает миграцию атомов в нем на примере цепей питания.
Урок Биомасса и ее свойства в начале темы Биосфера и человек (об основах учения В. И. Вернадского о биосфере как оболочке Земли, охваченной жизнью) также проводится как лекция.
На таких уроках основным источником знания является слово учителя, а отсюда ведущие методы на уроке словесные.
Именно благодаря обобщающему значению словесных методов получаемые на уроках частичные отдельные знания объединяются, взаимодействуют и превращаются в понятия об общих закономерностях развития живой природы.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]