Отношение подбора объектов

На уроках общей биологии большое значение имеют биологические таблицы и коллекции, иллюстрирующие закономерности явлений, например: модификаций, мутаций, расщепления и т. д., а не отдельно взятое растение и животное. Если по зоологии и ботанике многие пособия должны быть определенными в отношении подбора объектов, то в IX-X классах одни объекты свободно заменяются другими, так как одни и те же закономерности можно вскрыть на разных фактах.

Это создает большие возможности для использования на уроках различных имеющихся в школе наглядных пособий по ботанике, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене человека (гербарии, таблицы, скелеты, различные препараты и другое оборудование).

Средства наглядности на уроках значительно расширяются, если учащиеся старших классов работают на учебно-опытном участке.

Ряд уроков в IX классе, например, может быть проведен на самом участке.

Растения и животные, перенесенные с участка в уголок живой природы, обеспечивают живой материал для уроков в течение длительного времени.

Весьма полезный разнообразный материал дают выполненные учащимися при переходе в X класс летние работы, если результаты их оформлены в виде гербариев, коллекций, рисунков, фотоснимков.

Преподавание общей биологии по новой программе требует изготовления особых таблиц и схем, которые помогали бы учащимся в уяснении сложных вопросов курса в дополнение к имеющейся серии таблиц по общей биологии под ред. Ю. И. Полянского, выпуски I и II (М. Просвещение, 1972).

Учитель с помощью учащихся может подобрать наиболее интересные иллюстрации из научных и научно-популярных журналов и книг. Практические методы, применяемые на уроках общей биологии, не отличаются разнообразием, характерным для методов преподавания ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека.

< назад | далее >