Каждая группа

Класс делится на группы по 4-5 человек и получает общую тему, например Изменчивость растений.

Затем каждая группа получает задание проследить изменчивость какого-либо растения.

Выдается материал для работы: для одной группы манжетка, для другой листья дуба, для третьей плоды клюквы, для четвертой цветки виолы и т. д..

Материал берут с разных особей одного вида. По окончании работ группы делают отчеты по результатам работ.

При такой организации обобщение выводов об изменчивости как общем свойстве организмов будет сделано на более широком фактическом материале, чем если бы оно основывалось на результатах данного всему классу одного и того же растения.

При рекомендуемой организации работ еще одна особенность: учащиеся обмениваются объектами, поэтому есть возможность какое-либо выбранное задание провести в обязательном порядке во всех группах даже в том случае, если материалы, необходимые для этого, имеются в одном экземпляре.

Однако для занятия по нахождению среднего числа признака, построению вариационного ряда и вариационной кривой целесообразно предложить учащимся всего класса, а при возможности нескольких классов (можно кооперироваться с соседней школой), один объект, так как в этом случае признак будет изучен на достаточно большом материале, что очень важно для проявления закона больших чисел.

Практической работе по любой теме и при любой организации учащихся учитель предпосылает вводную беседу, в которой указывает цель и методику работы, дает задания, материалы и пояснения, как зафиксировать работу.

Беседа по результатам практической работы в IX-X классах по сравнению с предыдущими классами имеет свои особенности.

< назад | далее >