Занятия кружка

Она носит широкий обобщающий характер, обусловленный содержанием учебного материала и методикой проведения практических работ. Исходя из этого, она должна содержать следующие элементы: выводы на основании проделанных работ; установление понятий; подбор других фактов; указание путей к расширению и углублению данного вопроса (постановка опытов, чтение книг).

Очень важно, чтобы учащиеся IX-X классов знакомились с научными методами фиксации, пусть в самом элементарном виде: записями в форме табличек, текстовой обработкой результатов, выводов, а также оформляли результаты работы в виде гербариев, коллекций, фотоснимков.

Например, при изучении законов наследственности опытным путем учащиеся ведут записи возможно точным образом: дают описание родителей (порода, раса, фенотип), отмечают даты появления потомства, описывают его, при описаниях делают подсчеты, измерения, зарисовки.

Система методов, применяемая учителем общей биологии, не замыкается уроком и находит естественное продолжение за пределами его в других формах: внеурочной и внеклассной.

Во внеклассной работе (занятия кружка, школьные научные вечера, чтение биологической книги) учащиеся обогащают усвоенные на уроках понятия дополнительным фактическим и теоретическим материалом.

Например, изучение искусственного отбора и др. углубляется постановкой опытов по искусственному отбору (томатов, пшеницы или какой-либо другой культуры), а также чтением книг о происхождении культурных растений и домашних животных.

Изучаемое на уроках понятие о законах наследования может быть расширено и углублено опытами на школьном учебно-опытном участке, а также сведениями по этому вопросу, почерпнутыми из книг.

< назад | далее >