Чувство природы
Эстетика вызывает стремление создавать красивое в труде, вокруг себя в быту, личном и общественном.
Видеть, познавать, создавать красивое и поступать красиво вот одна из задач воспитания.
Изучение биологии непосредственно связано с эстетическим восприятием красот природы, что имеет глубокое врспитываю-щее и познавательное значение.
О воспитательном значении общения с природой много писал К. Д. Ушинский: Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?.
Правильное восприятие красивого в природе должно быть связано с научным познанием.
Об этом свидетельствуют все великие ученые-биологи.
Я склонен думать,писал Ч. Дарвин в книге Путешествие натуралиста,что как в музыке человек, понимающий каждую ноту отдельно, способен (если он обладает и надлежащим вкусом) полнее наслаждаться произведением в целом, так и тот, кто изучил все элементы прекрасного ландшафта, полнее воспринимает красоту его в целом.
К. А. Тимирязев, исследуя чувство природы, впервые названное так Руссо, пришел к такому заключению: Очевидно, между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя красот есть какая-то внутренняя органическая связь.
Эстетическое чувство восприятия природы связано с познанием, развитием интереса к природе и в конечном счете с любовью к Родине.
Это отмечают виднейшие педагоги и методисты стетическое восприятие это не только созерцание и любование красотой природы, прекрасными вещами, произведениями искусства, это не только индивидуальное наслаждение, но и отношение к природе, науке, труду, окружающей жизни... прекрасное в искусстве имеет своим источником прекрасное в природе и есть подражание ему и идеализация; прекрасное в природе первоначальнее прекрасного в искусстве.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]