Связь уроков
Но жизнь, процесс развития растения или животного, требующего длительного наблюдения, совместное существование различных организмов в естественных условиях нельзя показать на уроке в классе.
Поэтому в методике преподавания биологии применяются особые формы учебной работы, дополняющие уроки.
Экскурсии знакомят с растениями и животными в природе в естественной группировке, или в сельскохозяйственном производстве, или в музеях.
Они или вводят в изучаемый комплекс понятий, или закрепляют, уточняют, углубляют, обобщают уже сложившиеся понятия.
Экскурсии тесно связаны с уроками: виденные на вводной экскурсии объекты неоднократно в течение курса вспоминаются, а собранные демонстрируются.
На заключительных экскурсиях учащиеся проводят по заданиям самостоятельные наблюдения и сбор материала, практикуя приобретенные ранее знания и развивая натуралистические умения.
Последнее достигается также последующей фиксацией, оформлением собранного на экскурсии материала и затем демонстрацией его на уроке.
Очевидна связь уроков и с домашними работами, осо-. бенно с заданиями экспериментального характера.
Учащиеся ставят дома несложные опыты и проводят наблюдения.
В подтверждение полученных на уроке представлений повторяют проделанные в классе опыты, практические работы или завершают их.
Особый интерес представляют домашние работы предварительные.
Такого рода работы заключаются в том, что учащийся ставит опыт или проводит наблюдения до изучения данного явления в классе и приносит на урок по этой теме результаты своей работы.
Учитель демонстрирует их на уроке, привлекая таким образом ученика к участию в разрешении поставленной проблемы.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]