Особое место

Урок центральное ядро всего процесса воспитывающего обучения, охватывающего все формы организации учебной работы по предмету.

Схема форм преподавания биологии показывает прямые и обратные связи и место проведения работ.

Особое место в советской школе занимает общественно полезная работа.

Обычно она носит характер производительного труда, но иногда бывает и научно-просветительной.

Общественно полезная работа будет познавательной и воспитывающей только в связи с процессом обучения.

Понятие о формах нередко смешивают с понятием о методах, называя, например, экскурсию экскурсионным методом.

Это неправильно, так как в каждой из форм могут быть использованы разные методы.

Экскурсию можно провести методами: 1)словесными учитель рассказывает и беседует об увиденном; 2)наглядными учащиеся наблюдают объекты и явления, которые им указывает учитель по маршруту-; 3) практическими учащиеся работают самостоятельно по заданиям учителя и 4) сочетанием различных, методов.

Форма же экскурсия, т. е. организация учащихся,одна и та же и варьируется в зависимости от ее проведения: всем классом, группами различной численности.

Иногда общественно полезную работу неправильно называют методом общественно полезных дел.

Учащиеся могут прочитать лекцию в колхозном, клубе, провести беседу, читку газет, используя словесные методы.

Они прибегают к наглядным методам, когда демонстрируют фильм.

Если же школьники определяют для колхоза всхожесть посевного материала, уничтожают сорняки, сажают деревья и кустарники, то они работают практическими методами.

Во всех указанных случаях школьники проводят общественно полезную работу, но используют различные методы.

< назад | далее >