Особое место
Урок центральное ядро всего процесса воспитывающего обучения, охватывающего все формы организации учебной работы по предмету.
Схема форм преподавания биологии показывает прямые и обратные связи и место проведения работ.
Особое место в советской школе занимает общественно полезная работа.
Обычно она носит характер производительного труда, но иногда бывает и научно-просветительной.
Общественно полезная работа будет познавательной и воспитывающей только в связи с процессом обучения.
Понятие о формах нередко смешивают с понятием о методах, называя, например, экскурсию экскурсионным методом.
Это неправильно, так как в каждой из форм могут быть использованы разные методы.
Экскурсию можно провести методами: 1)словесными учитель рассказывает и беседует об увиденном; 2)наглядными учащиеся наблюдают объекты и явления, которые им указывает учитель по маршруту-; 3) практическими учащиеся работают самостоятельно по заданиям учителя и 4) сочетанием различных, методов.
Форма же экскурсия, т. е. организация учащихся,одна и та же и варьируется в зависимости от ее проведения: всем классом, группами различной численности.
Иногда общественно полезную работу неправильно называют методом общественно полезных дел.
Учащиеся могут прочитать лекцию в колхозном, клубе, провести беседу, читку газет, используя словесные методы.
Они прибегают к наглядным методам, когда демонстрируют фильм.
Если же школьники определяют для колхоза всхожесть посевного материала, уничтожают сорняки, сажают деревья и кустарники, то они работают практическими методами.
Во всех указанных случаях школьники проводят общественно полезную работу, но используют различные методы.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]