Своеобразный состав
Искусственно определять типы уроков не имеет смысла.
Уроки могут различаться по понятиям (анатомические, морфологические филогенетические и др.) и связанным с ними методам (практическим, наглядным, словесным)! В главе Развитие биологических понятий было указано, что в связи с разнородностью элементов наук, охватываемых школьными курсами, на одних уроках развиваются преимущественно морфолого-анатомические понятия, на других физиологические, на третьих экологические; есть уроки, на которых преимущественно развиваются понятия по систематике, филогении, истории науки большинстве случаев эти части темы соответствуют простым понятиям, образующим в конце изучения темы сложное понятие.
Это обусловливается своеобразным составом элементов основ науки в школьном предмете биологии.
В ботанике V класса каждая тема изучает орган растения; в зоологии животных по типам; в анатомии и физиологии человека системы органов.
Каждая из этих тем включает понятия морфологические, анатомические, физиологические, экологические; кроме них, в VI и VII классах филогенетические и систематические; в VIII гигиенические.
В IX и X классах соответственно составу основ науки, входящих в общую биологию, состав понятий усложняется В основном материал уроков в теме может распределяться по основным понятиям.
Система уроков в теме, определяемых по понятиям, дает возможность учителю все время держать в сфере своего внимания сочетание понятий и их планомерное развитие в теме.
Расположение, последовательность уроков в теме зависит от цели, поставленной перед темой, и логики развития содержания.
Характерно для биологии, что изучение тех или иных понятий для лучшего усвоения учащимися требует определенных методов.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]