Своеобразный состав

Искусственно определять типы уроков не имеет смысла.

Уроки могут различаться по понятиям (анатомические, морфологические филогенетические и др.) и связанным с ними методам (практическим, наглядным, словесным)! В главе Развитие биологических понятий было указано, что в связи с разнородностью элементов наук, охватываемых школьными курсами, на одних уроках развиваются преимущественно морфолого-анатомические понятия, на других физиологические, на третьих экологические; есть уроки, на которых преимущественно развиваются понятия по систематике, филогении, истории науки большинстве случаев эти части темы соответствуют простым понятиям, образующим в конце изучения темы сложное понятие.

Это обусловливается своеобразным составом элементов основ науки в школьном предмете биологии.

В ботанике V класса каждая тема изучает орган растения; в зоологии животных по типам; в анатомии и физиологии человека системы органов.

Каждая из этих тем включает понятия морфологические, анатомические, физиологические, экологические; кроме них, в VI и VII классах филогенетические и систематические; в VIII гигиенические.

В IX и X классах соответственно составу основ науки, входящих в общую биологию, состав понятий усложняется В основном материал уроков в теме может распределяться по основным понятиям.

Система уроков в теме, определяемых по понятиям, дает возможность учителю все время держать в сфере своего внимания сочетание понятий и их планомерное развитие в теме.

Расположение, последовательность уроков в теме зависит от цели, поставленной перед темой, и логики развития содержания.

Характерно для биологии, что изучение тех или иных понятий для лучшего усвоения учащимися требует определенных методов.

< назад | далее >