Название урока

Интереснее начать рассказом об открытиях тонких структур клетки, комплексных биофизических и биохимических исследованиях на молекулярном и атомном уровне, о микроскопах новейшего типа, а затем поставить вопрос, почему так важно проникнуть в тайны клетки; отметить теоретическое и практическое значение изучения клетки, определить основные вопросы темы и перейти к ним.

Изучение темы Обмен веществ и энергии в клетке (в той же теме Учение о клетке) лучше начать с обмена веществ в неживой природе, что будет для учащихся новым, так как они привыкли относить понятие об обмене веществ только к живым организмам, а уже затем перейти непосредственно к теме.

Перестановки частей содержания темы в плане ее, как и перестановка самих тем, что отмечено выше, позволяют избежать однообразия в структуре содержания уроков и дают широкие возможности в применении разнообразных методов и приемов преподавания, но должны быть педагогически обоснованы.

При распределении содержания темы поурочно учитель основательно продумывает названия уроков.

Изучение опыта школ показывает, что название урока или соответствует заголовку параграфа из учебника, или представляет формулировку, в которой учитель старается отразить содержание урока, например: Защитные свойства крови.

Белые кровяные тельца и фагоцитоз. Труды И. И. Мечникова об иммунитете или Движение крови по кровеносным сосудам.

Строение артерий, вен и капилляров. Кровяное давление, пульс. Скорость движения крови в сосудистой системе и изменение ее.

Нетрудно видеть, что в приведенных случаях даны основные вопросы содержания уроков, а не их темы.

Темы же этих уроков следует сформулировать так: Защитные свойства крови, Движение крови по кровеносным сосудам.

Обобщенная, но в,то же время краткая формулировка темы урока, вычленяющая в содержании его самое существенное, отчетливее запечатлевается в сознании учащихся, лучше удерживается в памяти.

Она играет роль стержня, вокруг которого объединяются сопутствующие вопросы.

Подготовка учителя к уроку. Само собой разумеется, что от учителя требуется расширенное знание научного содержания урока, а также обстоятельное и критическое осмысливание школьных учебников.

далее >