Местный материал

Уместно вспомнить замечательное высказывание К. Д. Ушинского по этому вопросу: Учить играя можно только самых маленьких детей до семилетнего возраста, далее наука должна уже принимать серьезный, ей свойственный тон.

При определении дозы материала для урока учитель предусматривает достаточное время на осмысливание учащимися сообщаемых фактов, установление связей и причинных зависимостей между ними.

Перегрузка урока фактическим материалом не позволяет проводить с учащимися серьезную работу по объяснению и обобщению фактов, без чего они не получают правильного материалистического истолкования. учитель продумывает, какими методами наиболее целесообразно провести данный урок и каждую его часть, какие опыты и наблюдения, проведенные учащимися в уголке живой природы и на учебно-опытном участке, а также какие материалы экскурсий можно использовать на данном уроке.

С вниманием учитывается местный материал: богатства дикой флоры и фауны и вопросы охраны природы.

При возможности используются наблюдения учащихся в процессе общественно полезного труда в колхозе и совхозе.

Это сближает школу с жизнью, теорию с практикой. При подготовке к уроку учитель предусматривает возможные отклонения от намеченного им плана урока в зависимости от конкретной обстановки его проведения.

Например, ученики могут усвоить материал быстрее, чем предполагалось, или, наоборот, какая-то часть содержания окажется более трудной и задержит весь ход урока или вызовет особый интерес учащихся и потребует больше времени по сравнению с намеченным.

Учитель имеет в запасе дополнительный материал к уроку на случай надобности, а также определяет возможные сокращения его (или перенос на домашнюю работу)..

< назад | далее >