Общее суждение
Приведем примерные планы уроков с использованием различных методов в разных классах по курсам биологии.
В биологии большое значение имеет не только преподнесение содержания наиболее целесообразными методами, но и характер логического расположения материала. В курсе ботаники, первом в ряду биологических предметов, изучаемом детьми 10-И лет, чаще применяют индуктивное построение уроков.
Оно позволяет накопить фактические знания о строении и жизни растений, на основе которых школьники учатся делать выводы и заключения.
Например, учащиеся изучают одно растение, затем второе в сравнении с первым, выделяют их общие признаки и устанавливают связи и причины.
На основе накопленных фактических знаний они приучаются делать выводы, обобщения и заключения.
При дедуктивном построении урока учитель дает сначала определение закономерности или сообщает общее суждение, а затем рассматривает подтверждающие факты.
Сравним два урока на тему Лишайники, один из которых построен индуктивно, а другой дедуктивно.
В данном случае удобнее построить урок индуктивно, чтобы сначала ученики рассмотрели непосредственно натуральный объект и постепенно под руководством учителя переходили ко все более глубокому познанию этой группы растений: от формы к микроскопическому строению, затем к биологии и роли лишайников в природе, а на основе этих фактов к выводам и обобщениям об использовании лишайников человеком.
К дедуктивному построению прибегают, когда часть объектов изучения уже известна.
Так, по теме Цветковые растения нет нужды строить все уроки по одной и той же логической схеме: морфология растения, его биологические особенности, использование, другие представители данного семейства, характеристика систематической группы и т.. п.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]