Общее суждение

Приведем примерные планы уроков с использованием различных методов в разных классах по курсам биологии.

В биологии большое значение имеет не только преподнесение содержания наиболее целесообразными методами, но и характер логического расположения материала. В курсе ботаники, первом в ряду биологических предметов, изучаемом детьми 10-И лет, чаще применяют индуктивное построение уроков.

Оно позволяет накопить фактические знания о строении и жизни растений, на основе которых школьники учатся делать выводы и заключения.

Например, учащиеся изучают одно растение, затем второе в сравнении с первым, выделяют их общие признаки и устанавливают связи и причины.

На основе накопленных фактических знаний они приучаются делать выводы, обобщения и заключения.

При дедуктивном построении урока учитель дает сначала определение закономерности или сообщает общее суждение, а затем рассматривает подтверждающие факты.

Сравним два урока на тему Лишайники, один из которых построен индуктивно, а другой дедуктивно.

В данном случае удобнее построить урок индуктивно, чтобы сначала ученики рассмотрели непосредственно натуральный объект и постепенно под руководством учителя переходили ко все более глубокому познанию этой группы растений: от формы к микроскопическому строению, затем к биологии и роли лишайников в природе, а на основе этих фактов к выводам и обобщениям об использовании лишайников человеком.

К дедуктивному построению прибегают, когда часть объектов изучения уже известна.

Так, по теме Цветковые растения нет нужды строить все уроки по одной и той же логической схеме: морфология растения, его биологические особенности, использование, другие представители данного семейства, характеристика систематической группы и т.. п.

< назад | далее >