Сознание процесса

Однообразие притупит интерес учащихся. Одно семейство (первое при прохождении) изучают, применяя индуктивное построение уроков, последующие же уроки строятся дедуктивно: общая характеристика семейства, представители, биология типичного представителя и т. п.

Так, урок на тему Картофель был бы интересным при таком логическом расположении его частей: Урок построен таким образом, что знакомство с растением связано с историей введения его в культуру.

В преподавании зоологии также многие уроки строятся индуктивно и по тем же причинам.

Однако, после того как учащиеся познакомились с типичным представителем типа или класса животных, другие представители могут изучаться дедуктивно, т. е. исходя из общей характеристики данной систематической группы.

Урок может сочетать то и другое построение в их единстве, если понимать дедукцию,не просто как приложение закона к частному случаю, но как весь процесс выведения понятия: Рассуждение или дедукция как разъяснение верного, но неясного понятия дает нам в своем результате нечто новое, а именно сознание процесса образования понятий... 1 писал К. Д. Ушин-ский.

Приведем пример по курсу общей биологии. На уроке по теме Искусственный отбор у учащихся на основе рассмотрения частных фактов, сравнения и обобщения их сложилось понятие о принципе отбора.

Исходным положением последующих уроков Интенсивность размножения, Борьба за существование и Естественный отбор является учение об искусственном отборе.

Рассмотрение новых фактов, которые приводят к понятию о естественном отборе, подчинено уже известному учащимся принципу отбора.

Другой пример. В теме Развитие органического мира наиболее трудный вопрос об основных направлениях эволюции, теоретическое освещение которого необходимо связать со сменой флор и фаун по эрам и периодам.

< назад | далее >