Вопрос урока

В каком же месте темы педагогически целесообразнее поставить его: перед началом темы как дедуктивное введение, в конце ее как обобщение пройденного фактического материала или в каком-либо ином? Правильнее дать объяснение направлений эволюции после изучения па: леозойской эры, когда учащиеся уже располагают достаточными фактическими знаниями о развитии органического мира и имеют возможность пасынкования теоретических понятий при изучении мезозойской и кайнозойской эры.

Таким образом, сначала индуктивным путем при изучении палеозойской эры учащиеся накапливают факты, на основе которых дается понятие о направлениях эволюции.

А дальше в свете выведенных понятий рассматривают новые факты, т. е. используется индукция в сочетании с дедукцией.

Учитель определяет в содержании урока главный вопрос, затем расчленяет главный вопрос на логически связанные между собой основные части и намечает выводы по ним, а также обобщение выводов и умозаключение, кратко отвечающее на главный вопрос урока.

Тему и основные части содержания иногда формулируют в виде вопросов, которые ставятся перед учащимися и требуют разрешения на уроке.

Например, основные части содержания урока на тему Прорастание семян звучат для учащихся интереснее как вопросы: Какие условия влияют на прорастание семян? Влияет ли вода на прорастание семян? Влияет ли воздух на прорастание семян? Влияет ли тепло на прорастание семян? Необходима ли почва для прорастания семян? Первый вопрос главный.

Каждый частный вопрос разрешается опытом. Урок заканчивается обобщением: какие условия необходимы для прорастания семян.

При определении структуры урока. Постановка проблемы в начале урока не только заинтересовывает учащихся, но, что самое главное, и возбуждает мысль учащихся.

< назад | далее >