Важное значение
К уроку подбираются основные пособия и работы учащихся по теме.
Учитель в беседе подводит учащихся к умозаключениям и обобщениям, связывая пройденное по данной теме с повторением материала из предыдущих тем с целью развить и закрепить основные понятия.
Задача заключительного урока по теме не только повторить пройденное просить учащихся, но, главное, уточнить и обобщить приобретнные учащимися понятия.
Поэтому необходимо продумать логическую структуру урока.
В науке правильно изучать отдельные элементы органы и их функции в постепенном усложнении; педагогически же правильнее знакомство с целыми организмами, с постоянным объединением простых понятий.
Повторение знаний на этом уроке есть осмысливание их в новых сочетаниях с переработкой их и закреплением осознанных связей.
Наконец, заключительный урок должен быть интересным для учащегося, оставить в его памяти радостное воспоминание.
Таким образом, строить обобщения в порядке пройденных уроков педагогически нецелесообразно и скучно для детей.
Учитываются и методы, используемые учащимися при ответах на этом уроке (не одни словесные, но и наглядные и практические).
Заключительные уроки имеют исключительно важное значение для развития понятий обобщение простых понятий в сложные.
Обобщающие уроки по каждой теме и классу имеют свою структуру.
В старших классах бывает целесообразно провести заключительный урок не по одной теме, а по нескольким.
Так, по двум темам Кровь и Кровообращение, тесно связанным по содержанию, проводят один заключительный урок.
В IX классе полезно обстоятельно подготовить и провести заключительную конференцию по всем пройденным темам с докладами учащихся и обсуждением их всем классом перед началом темы Происхождение человека, содержание которой выходит далеко за пределы собственно эволюционного учения.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]