Интерес учащихся
При повторении целесообразно проводить сравнение вновь изучаемых организмов или систем органов с прежде изученными, фиксируя результаты в виде табличек, схем, чертежей: В связи с изучением млекопитающих сравнивают строение отдельных систем органов.
Результаты сопоставляют с выводами об усложнении кровеносной, нервной и других систем позвоночных и установлением связи между эволюцией строения и функцией.
Изучение развития и заботы о потомстве млекопитающих сопровождается повторением аналогичных явлений у других групп животных.
Изучение классификации млекопитающих и выведение понятия о низших таксономических единицах связывают с повторением классификации ранее изученных групп животных.
Результаты сравнения записываются в табличку, аналогичную приведенной выше.
По мере прохождения новых классов животных ученики записывают в табличку ответы; к концу года табличка дает сводку по пройденному материалу.
При повторении эволюции систем внутренних органов позвоночных пользуются приемом последовательной фиксации рисунками: 1) эволюция сердца; 2) эволюция органов дыхания; 3) эволюция мозга.
Сравнительные таблички с успехом применяют и по ботанике: сравнение строения однодольных и двудольных растений, процессов дыхания и питания растений и т. п.
Изучение каждого нового семейства, проводимое в сравнении с уже известными, вызывает интерес учащихся и отлично закрепляет знания по систематике.
По анатомии, физиологии и гигиене человека составляют сравнительные таблички: Системы органов, Клетки крови и роль их в организме и др.
Очень полезно составить табличку: В X классе составляют таблички: Сходство и различие дыхания и горения, Сравнительная характеристика ДНК и РНК, Особенности движущего и стабилизирующего отбора и др.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]