Описание явления

Вначале учащиеся строят свои ответы по определенному плану, данному учителем и записанному в тетрадях или на таблице, которую вывешивают в классе.

Потом приучаются отвечать по самостоятельно составленному плану.

Ответ должен содержать в большинстве случаев описание явления, примеры, его подтверждающие, и выводы.

Классу предлагается высказать свои замечания по ответу товарища. Это заставляет весь класс активно слушать, мобилизовать свои знания, перестраивать их, выбирая то, что нужно будет при анализе ответа товарища: ответ одного ученика служит развитию мышления всего класса.

За ответ учитель ставит оценку, обосновывая ее вслух перед всем классом, чтобы доказать требования к ответу.

Оценки получают и учащиеся, принимавшие участие в анализе ответа вызванного ученика.

Учитель должен добиваться, чтобы его ученики, отвечая, применяли не только словесные, но и наглядные и практические методы.

Учащимся может быть предложен вопрос, требующий демонстрации опыта, показанного ранее на других уроках.

Например, в V классе ученику предлагают вопрос: Как обнаружить крахмал в муке? Учащийся проделывает опыт и рассказывает о нем.

По анатомии, физиологии и гигиене человека задают вопрос: Как определить состав пищи?, при ответе на который ученик повторяет опыт по указанию учителя.

В других случаях при опросе предлагается проделать практическую работу: Вот цветок, разбери его на части ; Определи это растение ; Где произрастает это растение и в чем его приспособленность к среде обитания?.

Таким образом, возможны и нужны вопросы ученикам не только типа: Что ты знаешь?, но и Как ты понимаешь? и Что ты умеешь? Опыты и наблюдения, проводимые учащимися в порядке домашних заданий, внеурочных работ и внеклассных занятий, также учитываются.

< назад | далее >