Мысль ученика

Учащиеся делают о них сообщения с демонстрацией результатов опытов: в одних случаях при опросе, в других при объяснении нового материала учителем; получают за них оценки.

При этом не рекомендуется давать учащимся только тот раздаточный материал, который использовался ранее на уроках.

Это не возбуждает мысль ученика. В отдельных случаях, разумеется, полезно поупражнять учащихся, особенно более слабых, в узнавании уже известного, с тем чтобы потом иметь возможность предложить им и более сложную задачу: определить неизвестное явление по известным признакам.

Узнавание объектов находит большое место при учете знаний учащихся по всем биологическим курсам: например, определить, на какой препарат наставлен микроскоп или лупа; к кому из предков человека относится этот слепок; где, в каких условиях произрастает это растение; к какому отряду относится это животное, судя по его зубам (дается череп животного), и т. п. Если ученик разбирает цветок, необходимо проверить его умение пользоваться ботаническими иглами и пинцетом, пользуется ли лупой и т. д.

Надо посмотреть, умеет ли он приготовить препарат и наставить микроскоп, в V классе нарисовать строение семени, цветка и других органов, в VII строение различных систем органов животных, в VIII человека.

При этом одному учащемуся предлагается выполнить рисунок, например, кровеносной системы, другому обозначить отдельные органы, третьему рассказать о функции кровеносной системы.

Полезно при учете знаний коллективное составление и заполнение таблички (чаще всего сравнительного характера) или текстовой схемы доске, когда каждый вызванный учащийся заполняет одну-две графы или строчки.

< назад | далее >