Современная педагогика
Эти приемы подкупают быстротой проведения одновременно массового опроса и получения ответов путем выбора из предложенных учащемуся готовых формулировок (правильных и неправильных).
В преподавании биологии программированные приемы, ведущие к угадыванию единого правильного ответа среди двух четырех неправильных, к односложному утверждению да или нет, не могут быть приемлемы.
При этом возможный для программирования перечень органов и их частей или отдельных организмов относится почти исключительно к анатомо-морфологическому и систематическому материалу.
Односложные ответы не способствуют осмысленному овладению понятиями.
Учащиеся ставятся перед необходимостью выбора одного признака вместо нескольких и не приучаются к обобщениям, к синтезу.
Занумерованный или изображенный символом, значком термин, название объекта не вызывает образа хотя бы графического и не обеспечивает грамотное написание названия и запоминание.
Такие приемы не имеют ничего общего с воспитанием развитием мышления, речи, культуры умственного труда и т. и Программированные приемы обучения противоположны проблемному обучению. Характерно, что педагоги США, где особенно развита идея программированного обучения, сами считают, что современная педагогика отбросила, трудную задачу интеллектуального воспитания в начальной и средней школе и стала избегать неприятной необходимости мыслить (О. Риддд.
Средняя школа и биологическая неграмотность в США, 1954).
Приемы убыстрения учета знаний, связанные с программированием, применяются на уроках биологии.
Например, обычно учащиеся на листочках бумаги рисуют контур клетки, семени, амебы и т. п. и надписывают названия частей.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]