Значение экскурсий
Место и значение экскурсий. Школьная экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или групп рй учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.
Экскурсии входят в систему уроков,по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью в курсах ботаники, зоологии и общей биологии.
Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используются на многих последующих уроках.
Учитель заранее в годовом плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед намеченной экскурсией создает для учащихся ситуацию Необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе.
При этом выделяются вопросы, которые нужно выяснить в природе, даются задания для повторения и предварительного ознакомления с материалом в плане подготовки к экскурсии.
Учитель предусматривает и обратную связь с экскурсией после ее проведения: что следует потом вспомнить из увиденного и как использовать собранный материал для демонстраций и практических работ.
Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение.
Они расширяют и улучшают знания учащихся. Учащиеся видят растения и животных в естественной среде: растения в связи с почвой, животных в связи с растениями, получая представление о биоценозах, о целостности природы в определенное время года.
На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]