Подготовка учащихся
Уточнение и расширение биологических понятий, воспитание мировоззрения, мышления, эстетических чувств, приобретение умений наблюдать в природе все эти возможности учителю нужно иметь в виду при проведении экскурсий.
Экскурсии воспитывают коллектив учащихся в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной, познавательной деятельности.
Подготовка к экскурсии. Каждая экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения.
На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.
Нельзя вести экскурсантов в неизвестную или малоизвестную местность.
Предварительно, за день-два, учителю необходимо осмотреть местность, найти наиболее типичные объекты изучения и определить маршрут, места остановок для объяснений, самостоятельных наблюдении учащихся, сбора материала, обобщающей беседы.
При этой рекогносцировке намечается время переходов, остановок и отдыха.
На экскурсии применяются различные методы: рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельные практические работы по заданиям (наблюдения, распознавание, сбор объектов).
Особое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии.
Необходимо предусмотреть снаряжение. На каждую группу учащихся должны быть: компас, лупа, лопатка, топорик, метр, веревка для ограничения площадок, этикетки, папки для гербария, морилки, баночки, сачок и др. в зависимости от темы и класса.
Но главное познавательная подготовка учащихся. Нужно, чтобы они знали, что надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]