Непосредственное общение

Ставится вопрос, где следует посадить лес, где произвести мелиорацию и т. п.

Важно, чтобы учащиеся приучались подходить к природе как хозяева земли.

Экскурсия менее всего должна походить на лекцию учителя под открытым небом с демонстрацией окружающих ландшафтов и попадающихся на пути растений и животных.

Начало экскурсии обычно проводят наглядным методом с постановкой вопросов учителем и его рассказом или беседой.

Существенной частью экскурсии следует считать непосредственное общение с природой самостоятельные наблюдения каждого учащегося.

Учитель, предварительно ознакомившись с маршрутом и местом экскурсии и наметив объекты для наблюдений и сбора, дает задания учащимся (вопросы или таблички для записи наблюдений).

Задания могут быть общими для всех экскурсантов или разными для отдельных групп, состоящих из двух пяти учащихся.

На первых экскурсиях, например в V классе, когда учащиеся еще незнакомы с ботаникой, всем учащимся или группам даются общие и простые задания: собрать растения со всеми органами; собрать растения одного вида с сухих и влажных, светлых и затененных мест, на дороге и в канаве; собрать растения с листьями, цветками и плодами различной формы или окраски; собрать растения с различными запахами; выкопать и посадить в горшок для живого уголка такие растения, как будра, луговой чай, любка, ландыш, можжевельник, елочка, сосенка, дубок.

Во время экскурсии на любую тему нельзя фиксировать все внимание учащихся на перечислении названий встречающихся объектов.

Достаточно указать на пять, максимум десять наиболее характерных растений или животных, но разобрав их биологические особенности.

< назад | далее >