Наличие подзола





 Наличие подзола

Следует познакомить учеников с растениями и животными так, чтобы они запомнили их на всю жизнь.

Необходимо рассматривать растения в целом виде, обращая внимание не только на цветки, листья и стебли, но и на корни, для чего делается небольшой срез почвы.

Устанавливают связь данного растения с почвой. Обращают внимание на расположение корней растения, строение почвы (мощность перегноя, наличие подзола, структурность, состав глинистая, песчаная и т. д.).

Учителю не следует рассказывать о том, что нельзя показать на экскурсии.

Демонстрировать нужно объекты, относящиеся к теме экскурсии, а не все попадающиеся на пути.

Нецелесообразно устраивать длительные практические занятия, которые удобнее провести в классе.

Подробное изучение анатомии и морфологии организма или определение его по определителю лучше делать в практических работах в школе.





Все эти соображения и учитываются при выборе объектов и методов их изучения.

Важно отметить, в каком окружении находится наблюдаемое растение, какие животные способствуют его распространению.

Например, если плоды и семена высоких деревьев первого яруса распространяются ветром, то низкие деревья и кустарники второго яруса с сочными плодами привлекают птиц и, наконец, семена растений нижнего яруса разносятся мелкими животными.

Семена вероники, фиалки, очитка едкого разносятся дождевой водой.

Внимание учащихся обращается не только на биологию, приспособленность отдельных растений к жизни в данной среде, но и на жизнь всего биоценоза, на взаимоотношения растений, почвы и животных друг с другом.

На лугу с пробной площадки хорошо взять по линии натянутой веревки растения, представляющие разные ярусы.

Гербаризируют, а затем наклеивают растения вместе на лист, составляя гербарную таблицу Ярусы луга.

Сбоку рисуют мерную линейку, чтобы показать размеры наземной и подземной части растений.

Внизу подписывают названия растений. Это относится и к зоологическим экскурсиям, на которых учитель обращает внимание учащихся на основные биоценотиче-ские связи между различными животными и между ними и растительным миром.

< назад | далее >