Прекрасный материал

Затем переходит к разнообразию диких растений на участке.

При наличии водоема на участке надо показать водную растительность, отметив ее особенности.

При наличии зоологического материала на участке также используются животные, чтобы на них проиллюстрировать многообразие органических форм.

Особенно необходимо подчеркнуть разнообразие форм поведения, повадок животных.

Дальше учитель переходит к следующему вопросу о приспособленности в органическом мире.

При изучении и описании органического мира давно была подмечена удивительная приспособленность живых существ к среде обитания и соответствие между строением органа и той функцией, которую он выполняет.

Учащиеся легко приведут примеры приспособленности в органическом мире.

Учитывая, что уроки об искусственном и естественном отборе падают на зимние месяцы, учитель проводит осенью экскурсии в природу или на школьный учебно-опытный участок по основным положениям дарвинизма.

Экскурсии в природу по общей биологии проводят в лес, на луг, пустырь, болото.

Каждый из этих биоценозов дает прекрасный материал для наблюдений явлений многообразия, изменчивости, борьбы за существование во всех ее формах, естественного отбора и приспособленности.

Если проводят всего одну экскурсию в природу, то темами ее могут быть Естественный отбор и его результаты, Законы органического мира.

Ограничение темы экскурсии, если она единственная, каким-либо одним вопросом, нельзя признать правильным, хотя такая экскурсия и дает много фактического материала.

Однако основные биологические закономерности в их взаимных связях и взаимодействии останутся в этом случае незатронутыми: экскурсия не даст того педагогического эффекта, который достигается при более широкой теме.

Трудные теоретические вопросы о закономерностях исторического развития живой природы получают конкретизацию и, следовательно, убедительность.

На уроках по изменчивости, наследственности, естественном отборе, приспособленности и т. п. эти материалы незаменимы еще и потому, что с ними связаны живые впечатления о своем биоценозе, в котором они собраны.

< назад | далее >