Естественное очищение

Коллекции и гербарии, составленные самими учащимися по материалам экскурсий, имеют большое значение для них, так как вызывают в сознании сложившиеся во время экскурсии ассоциации о целостной природе и закономерностях, в ней наблюдаемых.

Как раз и важны широкие обобщения фактов и явлений при одновременной конкретности самих фактов.

Эти экскурсии обогащают учащихся конкретными фактами и представлениями о закономерностях живой природы и позволяют заготовить материалы к зимним урокам по данным темам и также для заселения живого уголка.

Экскурсия в лес должна показать лес как биогеоценоз, т. е. исторически возникшее и сложившееся сожительство организмов в тесной зависимости друг от друга и окружающей среды (имея в виду под средой живых обитателей, мертвые остатки их и неорганические условия).

Внимание учащихся направляется на такие явления в жизни леса: 1) состав древесных пород и их биологические особенности; 2) внутривидовая борьба в лесу, приводящая к дифференциации деревьев; 3) естественное очищение стволов от сучьев, формирующее ствол; 4) межвидовая борьба в лесу и причины естественной смены древесных пород; 5) травянистый покров и его биологические особенности; 6) зависимость между составом древесных пород и травянистым покровом; 7) влияние леса на почву, лесная подстилка.

Применительно к этим вопросам составляются задания для учащихся.

Выполнив задания и обработав материалы, учащиеся представляют данные по подсчету растений на заданной площадке, собранные растения или ветки их, записи, фото.

Экскурсия может быть расширена за счет заданий некоторым учащимся понаблюдать за животными леса, например вредителями и птицами.

< назад | далее >