Высота ярусов

При этом небольшие группы учащихся выполняют полученные задания для самостоятельных наблюдений, например: определить породы молодых деревьев на вырубке, подсчитать на 1 м количество их всходов (выводится среднее из 4-5 подсчетов), отметить жизнедеятельность животных на срезах почвы, на стволах деревьев и т. п.

На болоте учащиеся собирают гербарий, измеряют термометром температуру воды под слоем сфагнума.

Из водоема сачком добывают животных и растения. Из наблюдений учащиеся делают выводы об экологической приспособленности организмов, о биогеоценотических связях и т. п.

О собранном отдельными группами материале докладывается на общей беседе.

Конечно, на экскурсии следует вспомнить и материал по дарвинизму, изученный в IX классе.

В лесу сообща определяются ярусы леса и его обитатели, отмечаются признаки наступающей смены пород.

В лесу отмеривается площадка в 100 м или 25 м, на лугу или болоте в 4 м или 1 м.

Эти площадки отграничиваются натянутой веревкой между вбитыми колышками и на них под-считываются типичные растения, измеряется линейкой высота ярусов.

Горизонты в почвенном разрезе тоже измеряют. На пне, валуне можно наблюдать вытеснение одних мхов или лишайников другими.

В лесу легко наблюдать борьбу за свет у растений, изреживание молодого леса, особенно березового или соснового.

Экскурсия в основном прородится в лес, лучше лиственный, и в ближайший от него другой биогеоценоз луг, болото или водоем.

Важно сравнить два биогеоценоза. Возможны самые различные варианты в зависимости от местных условий.

Можно начать с леса, или болота, или водоема. Но можно рассмотреть вначале микробиоценоз, например сообщество растений на проселочной дороге, пне, валуне, болотной кочке.

< назад | далее >