Другая группа
Так, на полях по предварительно данным заданиям, разным для отдельных групп учащихся, проводят примерно следующие наблюдения.
Одна группа узнает историю поля (какое растение было в прошлом году, какое и когда внесено удобрение, какая и когда была обработка поля, каковы время и способ посева, сорт растения и т. п.); другая группа определяет качество почвы (структурность, состав, мощность перегноя, глубину вспашки, оборот пласта, наличие огрехов и т. п.); третья группа определяет количество сорняков на 1 м, способы их распространения и наличие очагов, видовой состав; четвертая группа определяет количество растений на 1 м, среднюю кустистость, высоту, величину колоса.
На озимом поле определяются дружность всходов, глубина заделки семян, размеры листьев и корней всходов и т. п.
Определения с измерениями дают материал для самостоятельных выводов и лучше запоминаются, чем цифры, сообщенные экскурсоводом.
В заключительной беседе результаты наблюдений сопоставляются и обобщаются.
Работники производства делают дополнения и отвечают на вопросы.
Главное, что важно уяснить учащимся на экскурсии,это какими методами достигнуто повышение урожайности культур и продуктивности животных.
Экскурсии в сельскохозяйственное производство могут сопровождаться кратковременными практическими работами учащихся.
Например, на весенней экскурсии в тепличное и парниковое хозяйство учащиеся пятых классов обычно проделывают такие работы, как пикировка рассады, черенкование, прищипка или опыление ранних огурцов, пасынкование томатов, пересадка декоративных растений, подкормка и т. п.
На экскурсии в сад проводят посадку, обрезку, вскапывание приствольных кругов, очищение коры, обмазывание известью стволов и другой уход за деревьями.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]