Количество семян
Внеурочные работы для выполнения летом в природе, как и задания на учебно-опытном участке, распределяются между учащимися в течение всего учебного года в связи с изучением тем программы.
Так, по теме Семя в курсе ботаники дается, например, такое задание: определить количество сорняков на 1 м поля, определить приспособленность плодов к распространению, под. считать количество семян у различных сорных растений и сделать гербарий этих растений.
По теме Корень дается задание: собрать и гербаризировать растения с различной корневой системой или растения, выросшие на разной почве.
По теме Лист заданиями предусматривается сбор растений с разными формами листа, с ярко выраженной приспособленностью листьев к уменьшению испарения воды и т. п.
Особое место занимают систематически проводимые в V, VI и VII классах фенологические наблюдения.
Учащиеся ежедневно записывают в дневнике признаки сезонных изменений в природе.
Каждому учащемуся длительное время вести наблюдения непосильно, поэтому в классе намечается расписание дежурных наблюдателей: по 2 человека на каждые 2 дня.
При этом обеспечивается преемственность: каждый новый наблюдатель дежурит первый день со старым, а следующий с другим новичком.
Живые растения, зацветающие весной, приносят в школу и помещают на стене или на столе в вазочках или пробирках с указанием на этикетках даты и названия растений.
Осенью устраивают выставку последнего цветения и листьев, изменивших окраску.
По зоологии составляют коллекции насекомых. Фенологические наблюдения в растительном и животном мире связываются с учетом состояния погоды.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]