Результат опыта





 Результат опыта

Обучение постановке опытов на школьном участке объединяет и развивает многие навыки, нужные не только в сельскохозяйственном производстве, но и при любом точном наблюдении и эксперименте.

При постановке опытов на участке необходимо соблюдать установленные в агрономической науке правила.

Методика полевого опыта заключается в следующем: 1 оставляют план опытной площадки, на котором изображают расположение делянок, их размеры, нумерацию, расстояние от каких-либо объектов (дерева, канавы и т. п.) и отношение к странам света.

Делянки могут быть разных размеров, но равные между собой, прямоугольные, несколько удлиненной формы.

Участок, выбранный под делянки, должен быть ровный, с однородной почвой, расположенный на некотором расстоянии от построек, заборов, канав.

Разбивку на делянки с точными прямыми углами производят при помощи шнура.

Делянку отмечают четырьмя большими, глубоко вбиваемыми по углам колышками и дощечкой с номером. 2 округ делянок с посевами льна или злаков необходимы защитные полосы шириной 0,25-0,5 м из тех же растений.





Их делают для того, чтобы полученный результат опыта с делянки в несколько метров был точен, так как обычно растения с краев делянки повреждают, затаптывают.

Поэтому при учете урожая to пересчете его на гектар оказывается большая неточность.

Обрабатывают и засевают защитные полосы вместе с учетной делянкой.

При снятии урожая сначала точно по веревке отмеряют защитную полосу и убирают с нее растения.

Урожай учитывают только с основной, учетной делянки. (. Под опыт отводят две делянки: опытную и контрольную.

На сравниваемых делянках должны быть одинаковыми все условия, кроме одного: например, при опыте с густотой посева льна необходимы одинаковые удобрения и обработка, одновременный посев, односортные семена, но разное количество высева семян и т. п. (см. схему на стр. 304). 4 пыт повторяют на делянках одинакового размера, т. е. одновременно закладывают рядом два совершенно одинаковых опыта на случай потравы, нападения вредителей, разнородности почвы, ошибки в учете.

< назад | далее >