Научное объяснение
В отборе учебного материала для урока учителем принимается во внимание экономность и жизненная значимость.
Экономность изложения учебного материала достигается следующим: 1)выделением главных, наиболее существенных понятий курса, составляющих систему знаний основ науки, и установлением большей связи родственных курсов в развитии основных понятий; 2)сокращением повторности числа примеров, деталей; для взрослых учащихся достаточно немногих фактов для понимания закономерностей, которые они улавливают значительно быстрее, чем дети; 3)постоянной систематизацией знаний путем повторения в новых связях и обобщений; последнее весьма важно, поскольку учащиеся вечерних школ пропускают занятия.
Для взрослых учащихся особенно важна проблемность изучаемых тем, выявление жизненного практического или мировоззренческого значения знаний; научное объяснение производственного и жизненного опыта.
С этим в значительной степени связана дедуктивность изложения.
И тогда знания, сообщенные на уроках учащимся вечерних школ, воспринимаются и усваиваются значительно лучше.
Темы Развитие растительного мира и Развитие животного мира в учебнике объединены в одну тему Развитие растительного и животного мира.
Это позволило правильнее показать эволюцию жизни на Земле по взаимосвязи растений и животных и дать материалистическое дарвиновское объяснение законов развития жизни.
Таким образом, в изложении материала ряда курсов, изучаемых в вечерней школе, достигается экономия времени и сил учащихся.
Особое место отводится проблеме выравнивания знаний учащихся, воспроизведения и повторения давно пройденного и забытого путем специально разработанных введений к курсам.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]