Предлагаемая методика
В каждом классе учитель выявляет фактическое состояние знаний учащихся по предмету, по возможности группирует учащихся по степени их готовности изучать очередной биологический курс и предлагает им дифференцированные задания для выравнивания класса.
В некоторых случаях эти задания индивидуальны. Задания охватывают наиболее важные вопросы предыдущего курса.
Например, приступая к преподаванию зоологии, возобновляют элементарные знания по ботанике: о строении растений, питании и дыхании, группах растительного мира.
А в X классе предлагают задания по обзору систематических групп растений и животных.
Разумеется, эти задания не заменяют повторения логически связанных вопросов из пройденных куроов при изучении нового.
Экономия времени учителя и учащихся возможна и нужна и по линии методов преподавания.
Экономия времени при использовании словесных методов может быть значительной.
Во многих школах от 20 до 40 минут учителя тратят на опрос.
При этом опрос зачастую никакой связи с изучаемым материалом не имеет и никак не развивает умение применять знания ни у отвечающих, ни у слушающих учащихся.
Лучше ставить вопросы в связи с изучением нового материала в процессе или в конце изложения его с целью повторения знаний, нужных для понимания нового, и приучения учащихся к применению их.
Важно тренировать учащихся в установлении связей между явлениями.
Слияние объяснения нового материала с повторением и проверкой знаний учащихся уплотняет урок, сообщает ходу его энергичный темп и повышает активность учащихся.
Очевидно, что предлагаемая методика весьма повышает требования к формулировке вопросов учителями: они должны быть четкими, краткими и в логической связи с новым материалом.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]