Учебный севооборот

Эти поля в свою очередь делят на квадратные или прямоугольные делянки в, 2 или 4 м каждая.

На делянках высевают в определенном порядке различные виды и сорта культурных растений.

На 1-м поле высевают растения занятого пара (люпин, вика с овсом и др.); на 2-м зерновые (рожь, пшеница, ячмень, овес, просо, кукуруза, сорго); на 3-м бобовые (горох, бобы, соя, чечевица, фасоль и др.) и кормовые травы (клевер, тимофеевка, лисохвост, мятлик, люцерна, житняк и др.); на 4-м текстильные (лен-долгунец, конопля, крапива и др.) и масличные (подсолнечник, клещевина, горчица, арахис, лен-кудряш и др.); на 5-м пропашные (картофель, турнепс, сахарная и кормовая свекла и др.); на 6-м эфироносы и лекарственные (анис, тмин, мята, шалфей, кориандр, пеларгония, валериана, наперстянка и др.). Продолжением шести полей коллекционной части должны быть поля опытной части.

Например, опыты с зерновыми растениями ставят против коллекции зерновых как продолжение 2-го поля и т. п.

Тем самым в полевом отделе устанавливается шестипольный севооборот, играющий вспомогательную, чисто агротехническую роль для поддержания плодородия почвы участка.

Для изучения полевого севооборота в полевом отделе отводится место под модель типичного для данной местности севооборота с полями в 2 или 4 ж.

Только при таких размерах учебный севооборот может быть наглядным для изучения: тогда учащиеся во время урока могут видеть все поля сразу и определять, что было посеяно на каждом поле в прошлом году и что будет посеяно в будущем.

В полевом отделе могут быть поставлены следующие пы-ты, связанные с учебным материалом V и VI классов: На 1-м поле: появление сорняков и борьба с ними на черном пару; зеленое удобрение (закапывание люпина с последующим на будущий год выращиванием злаков на удобренной и неудобренной-люпином почве).

На 2-м поле: выяснение лучшего способа посева пшеницы; ускоренное получение большого количества зерна; фазы развития яровой пшеницы; определение плодородия почвы; получение высокого урожая пшеницы или кукурузы.

< назад | далее >