Сравнение листьев
Стекло прикрывают фанерой или картоном. Через стекло легко наблюдать и измерять рост корней, расползающихся по нему при наклоне.
В отдельных ящиках хорошо вырастить кукурузу или пшеницу, клевер с тимофеевкой, морковь, свеклу, имеющие разные корневые системы.
Можно в одну половину ящика насыпать песчаную почву, а в другую глинистую и посадить два одинаковых растения.
Рядом с ящиками следует сделать разрез почвы, вырыв для этого яму в 1 м шириной и 1,5 м длиной со ступеньками и отвесной стенкой, освещаемой солнцем.
На этом разрезе учащиеся IV и V классов знакомятся со строением почвы школьного участка.
В отделе биологии растений на делянках ставят примерно следующие опыты.
Опыты по введению в культуру дикорастущих полезных растений (земляники, анютиных глазок и др.),, 3-го поколений.
Опыты физиологические: с испарением, по влиянию света на зеленение, водным культурам по Тимирязеву и др..
Опыты по изменчивости растений, влиянию различных экологических факторов.
Изучение результатов внутривидовой борьбы и результатов межвидовой борьбы (чистые посевы трав и смеси их).
Опыты по приспособленности растений к перекрестному опылению, распространению плодов и семян и др..
Действие перекрестного опыления и самоопыления у сахарной свеклы и др..
Опыты по изучению дивергенции признаков: сравнение проростков клена остролистного, клена американского и ясеня, сравнение листьев репы, редьки, редиса с момента их появления до осени.
Межсортовое и внутрисортовое скрещивание томатов, и других растений.
Искусственный отбор на томатах, пшенице, декоративных растениях.
Опытное изучение законов Менделя на горохах, ночной красавице и других растениях.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]