Молекулярные биогенные отложения

Как мы узнали из первого раздела этой главы, молекулярные ископаемые - это химически распознаваемые остатки биологических соединений.

Они обычно состоят из химически стойких фрагментов гораздо более крупных молекул, разрушившихся за огромное время, прошедшее с момента их отложения.

Обнаруживать в древних осадках молекулярные ископаемые удается благодаря новым, усовершенствованным методам химического анализа, о которых мы уже говорили в гл. VI, разд.9.

Углеводороды, находимые в новых и не слишком древних осадках, имеют в большинстве случаев биологическое происхождение. Из таких биогенных углеводородов состоят природный газ, нефть, уголь, асфальт и родственные ископаемые.

Поэтому обнаружение сложных углеводородов в древних осадочных породах наводит на мысль, что ко времени их образования жизнь уже существовала.

А поскольку такие соединения находят и в самых древних из известных сейчас осадков (возрастом более 3,2 млрд. лет), возникает предположение, что жизнь существовала уже в ту раннюю эпоху.

Однако не все здесь так просто и ясно. Во-первых, природный газ и нефть настолько подвижны, что могут просачиваться в породы, не имеющие никакого отношения к их образованию.

Добыча этих горючих ископаемых в значительной мере основана на том, что благодаря своей подвижности они мигрируют через проницаемые породы и накапливаются в так называемых породах-коллекторах, откуда их удобно извлекать.

Во-вторых, как показали опыты, в условиях бескислородной первичной атмосферы был возможен синтез "органических" соединений неорганическим путем.

Далее >>>