Биография квантовой механики

За шестьдесят лет своего существования квантовая механика пережила три этапа развития.

Первый этап может быть назван так: от Планка до де-Бройля. Он охватывает 25 лет, начиная с открытия вещественных свойств световых волн и кончая открытием волновых свойств частиц вещества. За эти годы были созданы Эйнштейном и Бором теория световых частиц (фотонов), первая, еще очень несовершенная теория строения атомов и происходящих в них явлений.

С открытием де-Бройля в 1924 году начинается второй этап развития квантовой механики. За необычайно короткий срок - каких-нибудь пять лет- создается основной "рабочий инструмент" новой теории. Дирак осуществляет первый в истории квантовой механики синтез ее с теорией относительности Эйнштейна. В последующие годы, перед второй мировой войной, создается теория атомного ядра.

И, наконец, в основном в годы после второй мировой войны, наступает третий этап: распространение квантовой механики на элементарные частицы вещества и на вторую основную форму материи - поле.

На этом последнем этапе необычайно возрастают трудности, которые приходится преодолевать квантовой механике. После блистательных побед она впервые начинает вкушать горечь неудач.

Создается впечатление, что ее зубы, столь острые в разгрызании таких орешков, как атомы и молекулы, оказываются тупыми перед такими поистине крепчайшими орехами, как строение самих элементарных частиц и взаимодействия между ними.

Опыт сегодня уже ушел здесь вперед по сравнению с теорией. Ждут своего теоретического объяснения самые сокровенные процессы, происходящие в глубине атомных ядер. Встали на повестку дня вопросы о сущности самого понятия элементарных частиц.

Далее >>>