Вторая жизнь квантовой механики-1

Открытие и разработка квантовой механики могут служить хорошей иллюстрацией к сказанным выше словам. Второй жизни квантовой механики мы и посвятим заключительный раздел нашей книги. Представление о существовании атомных ядер возникает примерно в 1912 году. Спустя двадцать лет это представление обретает правильные конкретные черты: выясняется, из каких частиц состоит ядро, обнаруживается необычность сил, действующих между ядерными частицам. Но "груднодоступность" атомных ядер - и для их обнаружения, и для их понимания - не останавливает физиков. Еще через тринадцать лет брезжит заря атомного века. Но это - зловещее, кровавое зарево американских атомных взрывов над Хиросимой и Нагасаки! Кажется, оно несет не изобилие, а смерть и массовое истребление человечеству. Проходит, однако, совсем немного лет-и над миром встает истинная заря нового века науки и техники: в 1954 году в Советском Союзе начинает работать первая в мире атомная электростанция.

Атом в миролюбивых руках! И в этих руках он способен на чудеса. Силу атома, служившую ранее войне и разрушению, наши ученые направили на службу миру и созиданию.

В горниле атомного реактора, где мечутся потоки нейтронов, расщепляя ядра тяжелых атомов, рождая тепло и электрический ток, нашла первое замечательное техническое воплощение квантовая механика.