Вместе или поодиночке?-1





Что произошло бы, если мы прервали бы...

Что произошло бы, если мы прервали бы этот опыт в самом начале, когда количество прошедших через диафрагму электронов не превысило, скажем, нескольких десятков? На проявленной фотопластинке мы увидели бы нечто похожее на мишень, по которой стрелял неопытный новичок. Темные пятнышки, соответствующие попаданиям отдельных электронов, разбросаны по пластинке совершенно случайно.

Удлиняя продолжительность опыта, мы заметили бы все более отчетливо проявляющуюся регулярность в расположении мест попадания электронов. И после нескольких тысяч попаданий на фотопластинке появились бы четкие темные и светлые кольца, которые и были обнаружены исследователями.

Интересное обстоятельство! Напрашивается мысль, что пока в дифракции участвует мало электронов, никаких волновых свойств они не обнаруживают, что эти свойства возникают лишь для большого числа электронов. Иными словами, можно было бы думать, что волновые свойства частиц проявляются только в больших их "коллективах".

Так ли это? Ответ дает опыт. Это - все тот же опыт с дифракцией электронов. Но, оказывается, его можно поставить по-разному. Можно взять мощный источник электронов и экспонировать на них фотопластинку короткое время. Дифракционная картина тогда образуется быстро.

А можно взять слабый источник электронов и соответственно удлинить выдержку. Но если в обоих случаях на пластинку попадет одно и то же число электронов, то получатся совершенно одинаковые дифракционные картины.

<<< Назад | Далее >>>