Узник монастырской тюрьмы-8

В нем он возвеличил науку, которая призвана служить людям, восстал против невежества, мешающего научному познанию мира.

Рабскому преклонению перед авторитетами, будь то известнейшие богословы или крупнейшие ученые, он противопоставил опытное знание. Опыт, по его словам, - это основа основ познания мира.

"Выше всех умозрительных знаний и искусств стоит умение производить опыты, - писал Роджер Бэкон. - И эта наука есть царица наук".

Однако его понимание опыта было непоследовательным. В ту пору, когда в сознании людей сливалось воедино фантастическое и реальное, когда над умами господствовала мистика, нелегко было освободиться от наслоений эпохи, выработать подлинно научное понятие опыта.

Но уже тот факт, что он выдвигает опыт как основу познания действительности, свидетельствует о попытке вырваться из тисков схоластического мышления, найти пути к естественнонаучному постижению природы. Роджер Бэкон не только призывал к опытному исследованию природы, не только ратовал за то, чтобы наука служила практике, но и сам подавал пример практической деятельности.

В той самой монастырской башне, которая породила столько сплетен и кривотолков, он проводил физические опыты, послужившие основой для интереснейших выводов. В своих сочинениях он высказал мысль о возможности создания таких оптических приборов, с помощью которых можно будет видеть мельчайшие и самые далекие объекты, "приближать к Земле Луну и Солнце".

Тем самым он предвосхитил изобретение микроскопа и телескопа. А можно ли не поражаться удивительному таланту научного предвидения Роджера Бэкона, читая его строки о том, что люди создадут "повозки", которые смогут передвигаться по земле без животных, лодки, которые смогут плыть по морям без гребца, летательные аппараты?

И все это было высказано более 700 лет назад!

<<< Назад | Далее >>>