Минеральное питание
В то же время в курсе ботаники из темы в тему развиваются понятия по элементам основ науки: понятия о морфологии, об анатомии тканей растения, физиологии о дыхании органов, о питании (сначала водном и минеральном, затем воздушном), о передвижении питательных веществ в растении.
В курсе зоологии понятие о каждом животном тоже объединяет понятия о его морфологии, анатомии, физиологии и экологии.
Одновременно развивается понятие об эволюционном усложнении организмов.
В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека простые понятия дают в совокупности сложные понятия об анатомии каждого органа, например сердца, легкого, мозга и др.
Это понятие тесно связано с понятием о функциональных процессах, протекающих в клетках, тканях, целом органе и во всей системе, в которую он входит.
Понятие об органе постепенно преобразуется в более сложное анатомо-физиологическое о системе органов.
При дальнейшем изучении человеческого организма происходит еще большее углубление понятия о системе (например, органов кровообращения) рассмотрением взаимосвязей с другими системами.
Из приведенных примеров видно; что простые понятия в ряде случаев могут быть относительно простыми и относительно сложными.
Специальными понятиями называются такие, которые развиваются в пределах одного курса.
Среди них можно выделить локальные понятия, развивающиеся только в пределах темы или отдельных уроков.
Примерами специальных понятий могут служить: в ботанике минеральное питание растений, фотосинтез, морфология корня, листа, цветка и др., т. е. относящиеся только к растениям; в зоологии морфология, анатомия, физиология, экология животных.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]