Разработка теории
В научной работе обязательна обоснованность предложений объективными доказательствами, полученными в результате исследований.
Для решения методических проблем характерны сочетание и последовательность различных элементов, методов и этапов научных исследований.
Объекты и методы научного исследования по методике преподавания биологии Наблюдение массового опыта учителей с целью выявления ценных начинаний, типичных достижений и ошибок преподавания.
Определение актуальных, не решенных методикой вопросов (путем анализа собранного материала, статистических данных и литературы) и выдвижение рабочих гипотез.
Организация эксперимента в школах с целью решения намеченных гипотез (исследовательский семинар учителей-мастеров, проведение экспериментальных уроков, сравнение их с контрольными или проведение различных вариантов методических решений, повторность опыта в других школах). Анализ, обобщение и оформление результатов наблюдений й экспериментальной работы, подтверждение гипотез, разработка теории.
Проверка опубликованной методической работы в практике массовых школ, подтверждение методической теории.
Методику разрабатывают научные работники педагогических и научно-исследовательских институтов, квалифицированные по специальности методики естествознания, проводящие научные исследования в школах в творческом содружестве с передовыми учителями.
По существу каждый учитель исследует процесс своего преподавания, проверяя эффективность методических приемов в параллельных классах и в последующие годы.
Крупные методические открытия в прошлом были сделаны именно таким путем.
На основе закономерностей, открываемых исследованиями процесса преподавания биологии, определилась методика к:ак наука.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]