Экономики страна
Преподавание естествознания в русских школах введено в Оконце XVIII века.
Для использования естественных богатств и развития экономики страна нуждалась в грамотных людях, и правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища (главные 5-летние и малые 2-летние) и учительскую семинарию.
В народных училищах и в учительской семинарии впервые стало преподаваться естествознание.
Для составления учебника по естествознанию, проведения уроков в училище и чтения лекций в учительской семинарии был привлечен академик Василий Федорович Зуев.
В 1786 году им напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи.
С этого года, можно считать, началась история русской методики преподавания естествознания.
Автору учебника пришлось впервые решать все основные методические задачи.
В учебнике В. Ф. Зуев устанавливает последовательность изучения естествознания: ископаемое царство, прозябаемое царство, животное царство.
Своим учебником В. Ф. Зуев положил начало естествознанию как учебному предмету.
Им дано описание отдельных растений и животных, их биология, а также использование человеком.
Упоминается и о клетчатом строении растений. Такое содержание учебника возбуждало интерес к естествознанию и сообщало обширные практические сведения.
В учебнике представлен большой фактический материал (описано 148 растений и 157 позвоночных животных), но читается он легко, так как написан простым языком.
При отборе объектов изучения и изложении учебного атериала автор не придерживается господствующей тогда систематики, а дает живое описание растений и животных, в первую очередь имеющих значение для человека.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]