Методика наблюдения





 Методика наблюдения

С этого года методика естествознания становится науч-ной дисциплиной в высшем учебном заведении.

Дальнейшая разработка курса лекций привела к созданию теоретического труда Основы общей методики естествознания, Изданного в 1907 году.

В ней обобщались важнейшие методические проблемы, определялось значение естествознания как учеб-ного предмета.

В книге предлагался отбор содержания предмета и порядок его прохождения.

Раскрывалась методика наблюдения, опыта, наглядности, практических занятий и экскурсий, даны некоторые замечания о проведении уроков и внеклассных занятий (последние рассматривались как самостоятельные занятия учащихся дома: коллекционирование, наблюдения).

Особое внимание В. В. Половцовым было уделено разработке биологического метода, который он основывал на трех принципах: 1) формы изучаются в связи с отправлениями; 2) образ жизни изучается в связи со средой обитания; 3) в школе должен изучаться наиболее ценный материал... з огромного числа организмов надо останавливаться на тех из них, которые дают богатый биологический материал, т. е. являются хорошими представителями биологических типов.

Последний принцип до этого считали методом типов. По существу же биологический метод и метод типов представляют лишь принципы отбора и изложения учебного материала, а не методы обучения.





Биологический подход к изучению организмов, на котором настаивал В. В. Половцов, созвучен с современным освещением вопросов экологии в школьной биологии.

Следует отметить, что В. В. Половцов испытывал известное влияние идей Ф. Юнге и весьма отрицательно относился к идеалистической трактовке органической целесообразности О. Шмейлем.

Как ученый-ботаник, В. В. Половцов понимал телеологический смысл шмейлианских биологических объяснений: ночью... чистяк охраняет свою пыльцу от ночной росы... на зиму устраивает себе кладовую...

Насекомые усаживаются, по большей части, на пестиках, а в качестве угощения им предлагается пыльца тычинок и мед.

Поэтому в главе Телеология и целесообразность в школе своей книги Основы общей методики естествознания В. В. Половцов писал:.. чень легко может образоваться привычка всюду находить цели и целесообразности без всяких к тому оснований, т. е. антропоморфизировать природу на манер тех первобытных людей, для которых все явления природы представлялись средствами в руках богов для целей их вознаграждения, наказания или предупреждения.

< назад | далее >