Глубокое проникновение

Съезд высказал отрицательное отношение к комплексным программам и замене естествознания агрономией.

Признав, что из-за слабой методической подготовки учителей на некоторое время придется отложить преподавание эволюционного учения как отдельного курса, съезд безоговорочно высказался за глубокое проникновение эволюционной идеи во все школьное естествознание.

Но все же вопросы эволюционного учения остались в программах ГУСа для VII и IX классов.

В годы работы по комплексным программам эволюционная идея позволяла хотя бы в некоторой мере связывать разрозненные бессистемные знания, вырванные из разных отделов ботаники и зоологии, в целях воспитания мировоззрения учащихся. Полянский писал о необходимости длительного систематического, постепенного привития эволюционной идеи.

Важно с самых первых шагов изучения природы... постепенно закладывать фундамент под эволюционное учение в целом.

Критика гусовских программ, как не обеспечивавших учащимся прочных систематических знаний, общеизвестна.

Однако они направляли внимание учителей на поиски связи учебного материала с жизнью и на осуществление антирелигиозного воспитания.

К программам I УСа и Комплексной системе преподавания опытные методисты-биологи Ленинграда, Москвы и других городов отнеслись сдержанно и даже отрицательно, продолжая работать по ранее опубликованным или своим программам.

Группа методистов, поддерживавшая установки ГУСа, считала школу с ее классами, уроками, на которых учащимся сообщались якобы только готовые знания, отжившей.

Учащиеся должны самостоятельно добывать себе знания на экскурсиях, на опытных участках, в общественно полезной работе и по заданиям научных учреждений.

< назад | далее >