Недооценка общественно

По идее Коллингса, учащиеся самообучались в действии, самостоятельно выбирая и составляя проект выполнения какой-либо работы.

В связи с проектом они добывали из справочников, бесед со специалистами и пр. нужные сведения, делали расчеты и получали вещественный результат.

Например, проект Вырастить цыплят связан с выбором пород, расчетом кормов, уходом и продажей на рынке.

В советской школе были установлены большие общешкольные проекты: в первом полугодии Поможем выполнить промфинплан материнскому заводу; во втором За большевистский сев в подшефном колхозе.

Проекты состояли из дел. Так, во время подготовки к проведению весенней посевной кампании в условиях города проектом предусматривались такие дела: Как городской пролетариат руководит посевной и в каких учреждениях что делает, Проверим, как наши родители и соседи по квартирам участвуют в борьбе за коллективизацию и ликвидацию кулачества как класса на основе сплошной коллективизации, Организуем бригаду ребят для посылки в деревню и др..

Разумеется, такого рода установки не способствовали получению учащимися систематических знаний по естествознанию и вооружали против себя многих педагогов.

В связи с этим по всем возникшим проблемам методики естествознания между методистами, особенно членами ОРЕО в Петрограде, во главе с профессором Б. Е. Райковым и методистами, возглавляемыми московским педагогом Б. В. Всесвятским, началась длительная дискуссия.

Шестилетняя полемика в журналах закончилась официальной Всероссийской конференцией преподавателей естествознания, созванной Наркомпросом при ближайшем участии Б. В. Игнатьева и Б. В. Всесвятского в январе 1929 года.

На этой конференции было осуждено методическое направление, отстаивающее систематическое построение курса естествознания, названное ленинградским, райковским, которое сочли крайне реакционной формой, идущей от средневековья.

В вину были поставлены недооценка общественно-трудового принципа и недостаточно четкая классовая установка.

К этому времени появились оценки школьных форм и методов обучения, по которым форма урока была отнесена к пережиткам старой и даже феодальной школы, а метод проектов объявлен передовым.

< назад | далее >