Отмирание школы

За это время многообразные поиски новых методов и содержания и яростная борьба противоположных мнений не только обогатили методику положительным опытов, но и выявили отрицательный; к последнему относится противопоставление материального и формального образования, т. е. содержания предмета, методам обучения.

Одностороннее увлечение универсальными методами и однотипными формами, научно не проверенными, привело к нарушению давно сложившейся системы школьного обучения и воспитания и мешало созданию новой.

В программах ГУСа воспитанию подчинялось содержание, а затем и то и другое искусственному методу проектов.

Все это привело к разрыву связи между познавательной деятельностью и воспитанием, между получением знаний, формированием мировоззрения и развитием мышления.

Одностороннее сведение естествознания к сельскому хозяйству вызвало отрицание уголков живой природы, экскурсий в природу, определения растений, выращивания декоративных растений на школьном участке, реферирования книг о природе, эстетического воспитания и т. п.

В истории развития советской школы в первые 14 лет были остро поставлены многие методические проблемы: нового содержания, лучших методов, материалистического воспитания, воспитания творческих людей, которые следовало решать научно.

Догматичное же, не терпящее возражений внедрение поверхностно поставленных вопросов вызвало разложение, отмирание школы, неграмотность оканчивающих ее.

В 1930 году вместо единых средних школ-девятилеток были организованы фабрично-заводские семилетки и школы колхозной молодежи.

История этого периода весьма поучительна: она показывает, к каким результатам приводит волюнтаризм в народном просвещении, нарушение системы школьного предмета и игнорирование методики и педагогики как науки.

< назад | далее >